Сентябрь 2024 — «Что возьму я с собой?»

Первая арт-резиденция в Спирино

О резиденции

Память, личный и коллективный опыт, переосмысление прошлого.

Анна Калугина

Mosaic, 120×112 см, 2024
Смешанная техника

Тема этого заезда — «Память».

О, какая благодатная и тяжёлая, и лёгкая, и всё вместе — тема. Сколько всего можно открыть в этой теме — и личной, и мелкой, перепетой не раз и не пять.

Но я не хотела вспоминать, мне важно было сделать новое воспоминание. Воспоминание, связанное с местом. Основное пространство для работы находится на берегу Оби, в сосновом лесу. В первый же вечер я искала возможность пойти к реке.

Вода — образ времени и отражения. Гребни волн, бьющие в берег в полночь, — это и есть для меня время, выходящее из воды. Там же, на берегу, я нашла куски камней, кирпичей, обмытых деревьев, помнящих другую жизнь. И мне хотелось оставить эти отпечатки времени, оставить эту память.

Потом был вечер и была ночь, полнолуние и гигантская туча, закрывавшая луну, и вода со светом — всё вместе рождало фантастическое чувство. Моё впечатление от этого момента легло в основу работы.

Материал, собранный у реки и дополненный углём, уже перегоревшим углём, — я наслаждалась им. Уголь — просто фантастический, тёплый материал, он передал моё ощущение и восприятие от увиденного: бархатистость облака и проникающего света.

Maestro Jackie

Инсталляция «Принцип домино», 2024

«Счастье — это термин, который объясняет сам себя. Возможно, это народная этимология, но «счастье» — это от слова «сейчас». Счастье — это когда ты целиком в сейчас, а не где-то ещё. Если отбросить физическую боль, все наши страдания сфабрикованы умом из мыслей о прошлом и будущем. Но там всегда будет достаточно материала, чтобы сделать нас несчастными, потому что в будущем — смерть, а в прошлом — всё то, что сделало её неизбежной.

Несчастье — «не-сейчастье» — это состояние ума, констатирующего, что жизнь не удалась вчера и вряд ли удастся завтра. Если забыть про это, оказаться там, где ты есть, и, как выразился Набоков, «узнать свой сегодняшний миг» — это и есть счастье, которое практически всегда доступно.»

Инсталляция «Принцип домино» представляет собой костяшки домино, падение которых в моменте останавливается на костяшке с красной геометкой «YOU ARE HERE». Инсталляция символизирует едкие болезненные травмы прошлого, под давлением которых, в соответствии с принципом домино, все последующие костяшки должны упасть. Вместе с тем, прошлого уже нет, а будущее ещё не наступило, и только тебе здесь и сейчас решать, свалят ли тебя травмы прошлого или ты сдержишь удар и останешься в строю, отвоевав надежду на светлое «завтра» — и тогда «может, будет хоть день, может, будет хоть час, когда нам повезёт».

Суть в том, что упавшие костяшки никуда не денутся и будут давить, но надо быть сильным, чтобы под их тяжестью не завалить то, что может ждать завтра… Берегите своё настоящее и не дайте прошлому сломать вас, каким бы оно ни было.

На упавших костяшках — строки из песни Кровостока «Память», на основании и костяшках «будущего» — философский и вечно живой Виктор Цой.

Катерина Мартыненко / Madam и Maestro

Инсталляция «ГЕНЫ», 2024

Диптих «Гены» представляет собой изображения двух рептилоидов, выполненных в разных (если не сказать «противоположных») техниках: советский крокодил Гена отшит цветными нитками прямо по маскитной сетке, американский Lizard (ящер) из марвеловской вселенной о Человеке-пауке задут баллонами.

Несмотря на воинственный вид второго, работа посвящена теме дружбы и объединения на примере симбиоза образов из детской памяти, датированной периодом просмотра мультфильмов. Помимо разных возрастных показателей (вечно живой Гена — из советского прошлого; Lizard, aka доктор Коннорс, aka Ящер — из поздних девяностых).

Мультипликационные образы выбраны как яркие картинки из детского периода, запечатлённые в памяти каждого маленького любителя мультфильмов. Итог работы — оба рептилоида, являющиеся полными антитезами друг друга, греются у объединяющего огня.

Карина Нуриева

Проект «Память», диптих «Слайд», 2024

(1) «Первая часть» — холст, акрил, аэрозольный баллон.

(2) «Вторая часть» — зеркало, акрил, аэрозольный баллон.

Диптих «Слайд» является частью проекта «Память», созданного в рамках арт-резиденции «ВзаимоДействие» в Новосибирске. Художница исследует восприятие себя, окружающего мира и работу памяти.

Мы можем запомнить происходящее вокруг, но не своё лицо. Чтобы увидеть себя, нам нужны зеркало или камера — зеркало даёт лишь отражение, камера искажает образ. Единственное, что мы видим без искажений — это наши руки. Визуальная память постепенно угасает: через час мы забываем половину увиденного, через сутки — две трети, через месяц — четыре пятых.

Диптих состоит из двух частей, образующих единый плёночный слайд, разделённый на негатив и позитив: на холсте изображена левая рука, как если бы мы смотрели прямо на свою кисть. Вторая часть — зеркало с отражением правой руки. Зритель, взглянув в зеркало, видит лишь своё отражение в настоящем моменте.

Карина Нуриева

Проект «Память», додекаптих «Отголоски настоящего», 2024–2025
«1–12», холст, акрил, 50×70 см

Серия из двенадцати холстов представляет собой визуальное исследование памяти как пластичного и противоречивого явления, формирующего личную и коллективную историю. В центре внимания — зрительный аспект памяти: художница задаётся вопросом — что действительно сохраняется в нашем восприятии? Что остаётся в сознании после мимолётного взгляда, случайного момента?

«Взгляните прямо перед собой. Что первое бросается в глаза, что останется в памяти? Через секунду птица улетит, через несколько дней снимут картины, через месяц перекрасят стены. В памяти останется лишь впечатление…»

Работа над серией началась во время арт-резиденции и продолжается по сей день. Используя чёрно-белую плёнку и аналоговую камеру, Карина Нуриева в течение нескольких месяцев фиксировала на плёнку объекты, которые привлекали её внимание в повседневной среде. После проявки снимков изображения были перенесены на холсты.

Художница сознательно выждала полгода, чтобы воспоминания стерлись и трансформировались. Финальным этапом стала интерпретация цвета: каждый объект был окрашен в те цвета и оттенки, которые остались в её субъективной памяти.

«Отголоски настоящего» — это размышление о том, как впечатление вытесняет факт, и как память становится самостоятельной реальностью. Проект отрицает точность воспоминаний и подчёркивает, что в памяти нет истины — только след.

Ирина Анохина

«Отпечатки внутри», 2024
Холст d 60 см, аэрозольные краски, акрил

Работа построена как круг — не сюжетный, а чувственный. В центре — фигура девочки, символизирующая автора, окружённая лицами, силуэтами, фрагментами домов и растений. Это не попытка реконструировать прошлое, а жест внимания к тому, что остаётся с нами — без точных дат, без рассказов, без объяснений.

Память здесь показана не как архив, а как живая, текучая среда. Листья папоротника, как оттиски, указывают на хрупкость и плотность воспоминаний, на то, что они оставляют след — телесный, эмоциональный, нематериальный.

Визуальный язык работы — сдержанный, синий, почти туманный. Он не называет, а намекает. Это работа, которая не рассказывает, а даёт возможность вслушаться.

Какие следы хранятся в нас? Что передаётся без слов? Где проходит граница между личным и общим? «Отпечатки внутри» — это не ответ, а пространство, в котором можно остановиться и задать себе эти вопросы.

← Вернуться к списку резиденций